Промо-код
Промо-код
0 товаров

Истоки чайной культуры

Чай - удивительное, древнее, реликтовое растение, которое пережило последний большой ледниковый период в горах современной китайской провинции Юньнань. Это родина чая, как растения и напитка. Стык юга китайской провинции Юньнань, северного Лаоса и юго-восточной Мьянмы / Бирмы. Чайное дерево в этих краях появилось в глубокой древности. Именно дерево с крупными листьями, пышной кроной и высотой до 20-30 метров. Возраст самых старых чайных деревьев превышает 3000 лет. Именно этот фактор облегчает ботаническое исследование чая как растения. С чайной культурой всё сложнее.

Во времена культурной революции, нашествия монголов и других социально-культурных катаклизмов было уничтожено множество реликвий и письменных источников, что серьёзно затрудняет исследование. До VIII века чай обозначался несколькими иероглифами и исследователи чайной культуры до сих пор спорят о том, обозначали ли они чай или другое растение. Из за недостатка информации даже среди научных исторических и филологических кругов Китая, существуют разные гипотезы о возникновении чайной культуры.

Самое раннее упоминание о чае датируется 2700 г до н.э. и встречается в древнем энциклопедическом труде «Травник Шень Нуна». Составителем этого труда считается Шень Нун - один из мифических императоров, которые заложили основы китайской цивилизации. В целом эта легенда отражает переход китайского первобытного общества от собирательства и рыбной ловли и охоты, к культивации сельскохозяйственных культур. Отталкиваясь от этого упоминания, некоторые исследователи утверждают, что чайной культуре более 5000 лет. Этот текст является компиляцией составленной во времена династии Хань спустя почти три тысячи лет после упоминаемых событий, поэтому достоверно судить о его правдивости мы не можем.

В древности на территории старого чайного леса располагались царства Ба и Шу. Их жители первыми научились использовать листья чайного дерева, производить чай, выращивать чайные деревья и стали его продавать. Этнические китайцы, видимо, познакомились с чаепитием только IV в. до н.э. Согласно «Историческим запискам», при чуском Вэй–ване (339–328 гг. до н.э.) военная экспедиция во главе с Чжуан Цяо достигла земель к западу от Ба и Шу и «утвердила [в этих местах] власть Чу». Скорее всего, вместе с ассимиляцией местного населения китайцы (ханьцы) приобрели традицию пить чай.

В знаменитых гробницах правителей Хань (II веке до н. э.) в Мавандуй, провинция Хунань, была обнаружена коробка чая. В гробницах, относящихся к периоду правления Вэнь-ди (179 - 156 г. до н. э.) в Цзянлине, провинция Хубэй, были найдены останки человека и коробка чая. Эти находки свидетельствуют о том, что в ранний период эпохи Хань представители высшего сословия употребляли чай и клали его в могилы умерших, как драгоценный дар.

Достоверное письменно упоминание того времени, которое заслуживает внимания – «Контракт о покупке раба» (датируемый 59 г до н.э.). Несмотря на подобное название, это художественное произведение, образцовый пример простонародной литературы династии Хань. В нём впервые упоминается традиция пить чай и впервые упоминаются специализированные чайные рынки. Из чего можно сделать вывод, что при династии Западная Хань, чайная культура уже имела свои очертания и скорее всего, началась гораздо раньше.

К тому же времени относиться наиболее раннее упоминание о чайном саде. В горном районе Мэншань провинции Сычуань, в предгорьях Тибета, настоятель чаньского монастыря монах У Ли Чжэнь, начал выращивать и культивировать чай. В 53 г. до н.э. он посадил семь чайных саженцев – это принято считать началом чаеводства, культивирования чайного дерева. Так же он был первым, кто объединил чаепитие и религиозную практику. По сути, в это время зарождалось Ча Дао.

Чай проникал в китайскую культуру с территорий королевств Ба и Шу, где была распространена вера в шаманов, знахарей и колдунов. И в то же время среди китайской аристократии активно распространялась практика принятия различных снадобий. Представление о чае как о лекарстве способствовало активному распространению этого напитка среди тех, кто искал долголетия и бессмертия. Поэтому даосские представления о «питании жизни» (ян шэн), которое возможно через принятие специальных снадобий, оказали на развитие чайной культуры самое непосредственное влияние.

В (I в.н.э.) в Китай начал проникать буддизм и чай оказался неразрывно связан с ним. Он не нарушал запретов религии. Буддисты с помощью чая сохраняли концентрацию в медитациях, расширяли свой скудный рацион и устраивали чайные пиршества с проповедями. Со временем сформировался культурный феномен, который выражается в поговорке «Чай и чань – одного вкуса». Эту поговорку приписывает основателю школы чань-буддизма – Бодхидхарме. С ним даже связана одна из легенд о появлении чая.

Конфуцианская этика тоже наложила свой отпечаток. Вопросы нравственности, гармонии и естественности. В конфуцианстве чайная церемония преподносилась как метод морального воспитания.

Культуре сбора чайного листа и изготовлению чая не менее 3.000 лет. Это только тот период, который можно отследить. Уже 2.000 лет китайский чай является товаром, который покупается и продаётся. Как мы можем судить, чай действительно один из древнейших напитков известных человеку.

Понравилась статья?
Поделитесь в соц. сети
Хочешь быть в курсе новостей чайной
культуры? Подпишись на рассылку.
Товар добавлен в корзину